Вопрос “Что посмотреть в Амстердаме?” даже не стоит задавать. Рассказывать о местных достопримечательностях – это всё равно как пересказывать азбуку. Амстер настолько растиражирован и растаскан на кусочки, что каждый кирпичик в стенах домов в центре может заводить себе профайл на Facebook’е и у него уже будет куча френдов.
В общем, чтоб не быть голословной, перейдём к менее известным историям и байкам об Амстердаме.
- О косых фасадах города
- Антверпенская история
- Дом “Марсель”
- Пётр Первый в Амстердаме
- Евреи и бриллианты
- "Чудо амстердамской просвирки"
- Водные процедуры в тюрьме
Начнём с самых популярных вопросов:
Почему дома в Амстердаме кривые и косятся в разные стороны и зачем на домах балки с крючьями?
Потому что строились она на насыпном грунте. Амстердам изначально стоит на болоте, чтоб что-то там построить, надо было сначала отвести воду за дамбы и в русла каналов, а потом в менее топких местах насыпать островки. Чтоб тяжелые дома не утонули в трясине, в кочки вбивали деревянные сваи, которые со временем подгнивали или кривились, а с ними косились и дома.
А вот то, что некоторые дома наклонены вперёд – это такой инженерный ход. Насыпная земля дорогая, потому участки покупались узкие, а лестницы в таких домах ещё уже и вдобавок почти отвесные. Диван или стол внести никак нельзя, потому габаритные вещи втаскивали через окна благодаря балке, выступающей почти из каждой крыши в старом городе, и системе блоков. Это, кстати, ответ на вопрос зачем на домах балки с крючьями. А чтоб груз во время подъёма не повредил передний фасад здания, его делали немного наклонённым вперёд.
А теперь собственно к байкам.
Антверпенская история или почему бельгийцы не любят голландцев
Как тут уже писалось, Амстердам стал процветать благодаря торговле и свободе религии. Деньги в этом городе любили настолько, что не решались никоим образом стать у них на пути: в городе каналов каналы использовались исключительно как канализации и для доставки грузов, никаких частных лодок или катеров как в той же Венеции. Вы что, с ума сошли, это же может помешать подвозу!!
Даже второй из трёх Больших каналов, Кайзерграхт, изначально не планировался как канал, на его месте должен был быть бульвар. Но купцы запротестовали: подвозить товары в лодках гораздо удобнее, чем не пойми как по бульвару.
Но у торговли в Амстере есть свой скелет в шкафу. Дело в том, что до Восьмидесятилетней войны (она же Нидерландская революция) пальму первенства по торговле во всей Северной Европе держал Антверпен. Он был тогда почти что пупом земли: находился как раз в сердце Северных провинций, близко к Франции и Англии, до Германии тоже 2 раза тапком бросить, а главное – с выходом к морю через реку Шельду.
Там находились купеческие представительства, туда же причаливали корабли с Нового света. И всё было замечательно до 1585 года. Антверпенцы преимущественным свои числом были протестантами и кальвинистами, и, конечно же, поддерживали революцию. Но тут-то их близость к Испании и сыграла на руку врагам. После 13 месяцев сопротивления и осады город в 1585 захватил Алессандро Пармский, а его оголодавшие солдаты так разворовали город, что жители струсили и вроде как стали верными поддаными Филиппа V. Огромная часть населения сбежала в Амстердам, в том числе масса евреев.
Вроде бы как именно этот переход на сторону врага побудил новообретшие независимость объединенные северные провинции перекрыть “врагу” кислород, а именно реку Шельды – торговые ворота. В устье реки голландцы построили фортификации, которые одновременно не давали двигаться вверх к Антверпену, и “информировали” купцов, что своё добро они могут сбыть чуть севернее – в Амстердаме.
И вроде как они боролись с врагом. Но по словам героя одноимённого народного предания Тиля Уленшпигеля, это стало основой раскола между фландрцами: теперь бельгийцы и нидерландцы по-добрососедски искренне терпеть не могут друг друга.
Так что торговая мощь Амстердама стоит еще и на костях антверпенского благополучия.
Дом “Марсель”
Ещё одним примером торгового благополучия Нидерландов и воплощением американской мечты для нидерландцев служит дом “Марсель” (Huis Marseille, 401), что стоит на Кайзерграхте. Дом принадлежал торговцу Исааку Фокье. Сей муж разбогател от одной-еднсвенной сделки: приблизительно в 1665 он отправил один корабль с товарами в Марсель, где получил такой барыш, который позволил ему жить на широкую ногу до конца дней.
На радостях он заказал построить дом с садом на престижном канале, а сад, чтоб вы понимали, был признаком мегароскоши – в городе, который строился на насыпном грунте, такое по карману не всякому. На фасаде дома вывести золотом название города, который обогатил торговца, и его карту.
Следующий хозяин, Дирк ван дер Мер, тоже сделал свой вклад в оформление здания. Его не устраивала асиметричность парадного холла, а потому для равновесия он... велел наделать там ложных дверей. Хозяин барин!
Сейчас в этом здании проводят фотовыставки Фонда фотографии (Stichting voor Fotografie).
Пётр Первый в Амстердаме
На том же Кайзерграхте, где стоит дом “Марсель”, находится не менее примечательное строение, особенно любопытное для русских туристов.
Дом №317 или дом Брантса, раньше принадлежал разбогатевшему на русской пушнине торговцу Кристоффелу Брантсу. Он поднялся из самых низов до звания пэра, полученного от самого Петра Первого и был назначен им своим советником и агентом в Амстердаме
У него были связи при русском дворе, и именно в этом доме Пётр Первый остановился во время своего официального визита в Голландию в 1716-1717. Вообще-то это был второй визит, но первый раз он путешествовал в составе Великого посольства инкогнито, а потому не считается.
За это время Пётр изучил многое, но в памяти голландцев остался пьяницей, дебоширом и хулиганом. В доме Брантса регулярно устраивал попойки, всех несогласных обкладывал голландским матом и в конце-концов засыпал на полу.
Амстердамские евреи и бриллианты
Сложно представить себе процветающий торговый город без евреев. Эти люди так да, умеют делать деньги, не смотря на все гонения. А если же гонений хоть немножечко убавить, то тогда на кусочек хлеба с колбаской они всегда заработают.
Количество евреев в Нидерландах было очень высоко, до Второй мировой войны в Амстердаме их проживало 90 тысяч (а после осталось 5...). Еврейская община начала расти как на дрожжах в XVII веке, когда Голландия обрела независимость от Испании. Дело в том, что голландцы-протестанты в религиозном плане сами хотели жить хорошо, но и другим давали, потому в стране преспокойно уживались представители всех вер, как, впрочем, и сейчас. Конечно, официально католичество было запрещено и службы проводились в тайных церквях как например Mozes en Aaron kerk.
Но по сути все всё знали и просто не мешали.
Так же было и с евреями. Часть сбежала из ужесточившейся инквизиции на территории Бельгии, но больше всего было из Испании.
Евреи-сефарды (испанцы тобишь) и марраны (охристианившиеся из-под палки), а также ашкенази (из центральной Европы) искали новую родину. Их было столько, что в середине XVII столетия Амстердам стали называть Западным Иерусалимом. Кстати выходцев из Испании опасались и считали их шпиёнами, а религиозные службы – шпиёнскими явками, так что за этими товарищами следили. Район, в котором селились евреи, стал называться Йоденбюртом, тут доживал свои последние годы разорившийся Рембрандт.
А евреи принялись за бриллианты. В принципе евреи и бриллианты в одном предложении – это понятно, но где Нидерланды и где бриллианты, спросите вы и будете правы – они на разных концах географии. Но не зря Амстер стал ведущим торговым городом Северной Европы!
Начало бриллиантовому бизнесу положили бразильские алмазы. Лёгкие кредиты и хорошая банковская система позволили голландцам оперативненько оформить монополию на рудники в Южной Америке, а потом и в Южной Африке. Даже сегодня в ЮАР говорят на африкаанс – разновидности голландского языка.
В начале XX века в Амстердаме работало около 10000 огранщиков. Большинство было евреями.
Бриллианты, кстати, тоже не просто так стали ведущим делом иудеев в Амстердаме. Не смотря на веротерпимость, евреев не принимали в уже существующие гильдии. Ну вот они и создали свою, которой раньше не существовало – гильдию по работе с драгоценными камнями.
Этим они обеспечили процветание сей отрасли, и из-за них же бриллиантовое дело постепенно зачахло. Не совсем из-за них, а из-за того, что евреев практически изничтожили в начале Второй мировой войны. Без евреев голландцы не смогли противостоять набиравшим обороты огранщикам в Антверпене. Бельгийское правительство предоставило предпринимателям лучшие налоговые условия, кредитование и труда, так что старейшая бриллиантовая биржа в Амстердаме утратила свои обороты, уступив первенство Антверпену. Тут он взял исторический реванш за Шельду!
А бриллианты остались как туристическая и историческая достопримечательность. Некоторые фабрики до сих пор выживают благодаря туристическим мероприятиям, а определённые типы огранки остаются эксклюзивно-амстердамскими.
"Чудо амстердамской просвирки"
Продолжим тему религии. В средние века туризм был в основном религиозным, и назывался паломничеством. Не смотря на идеологическую заангажированность, менее прибыльным он от этого не был.
Так вот, в XIV веке Амстердам начал развиваться не только за счёт торговли и налоговых послаблений, но и за счёт католических паломников. Объект их поклонения был не менее типично-амстердамским чем современные туристические приманки города вроде красных фонарей и кофешопов. В четырнадцатом веке верующие со всего мира приходили поклониться выблеваной просвирке! Буквально.
Дело было так. В 1345 в тогдашнем центре города в районе улицы Рокин стояла себе часовня. В часовне монахини ухаживали за больными. Больных благословлял священник и раздавал им просвирки. Один болящий слопал просвирку целиком, но впрок она ему не пошла – его стошнило этой самой просвиркой и блевотину пришлось убирать монахине. Женщина попалась благочестивая и сию недопереваренную плоть тела Христова выбросила в огонь. И тут случилось чудо!! Просвирка не сгорела, а стала кружить в огне! Монахиня протянула руку и, не обжигаясь, забрала просвирку.
О чуде она поведала священнику. Тот, мудрый человек, решил никому не рассказывать, а то не поверят (ещё бы!) и просвирку забрал с собой. Но не тут-то было! Каждое утро просвирка исчезала из часовни и оказывалась в кармане у монахини. День на седьмой они со священником поняли: это намёк! И решили, что чудо требует разглашения.
Позвали епископа, он, не долго думаючи, признал это всё Амстердамским Чудом, а Амстердам – Святым городом. А дальше всё просто: где Святой город, там и паломники – источник дохода в харчевнях, церквях и лавках.
Каждый год до принятия протестантизма даже проходили в честь этого события Stille Omgang – тихая ходьба. Недавно эту традицию воскресили.
Водные процедуры в средневековой голландской тюрьме
Не смотря на все блага, преступники в Голландии тоже были. Но уже в конце XVI нидерландские судопроизводители прониклись гуманными идеями и решили, что преступника надо не наказывать, преступника надо перевоспитывать.
С воспитательной целью в 1596 году в Амстердаме была построена тюрьма для молодых людей мужеского полу, известный как Rasphuis или Tuchthuis.
Нидерландцы придумали всё красиво: человека иногда привозили ночью, чтоб не стеснять его тыкающей пальцами толпой. А вместо пыток и отрубания конечностей в человеке старались реабилитировать и воспитать уважение к порядку и труду. Именно труд сделал из обезьяны человека, потому местные макаренки вовсю применяли трудовую терапию. По сути же, это была дешёвая рабочая сила, как в “Побеге из Шоушенка”.
Если же наказуемый не показывал должного рвения, то ему наглядно показывали важность работы. Провинившегося помещали в “водный мешок” или “водное подземелье” – Waterhuis. В течении 15 минут это помещение могло наполниться водой по самую завязку, а чтоб не утонуть человек должен был со всей мочи качать водный насос, отводящий жидкость. Борьба была тем более интересной, что воплощает борьбу за выживание самих нидерландцев: если ни перестанут бороться с водой, то большую часть страны затопит.
Говорят, что в этой комнате был секретный глазок и за вполне доступную цену желающие могли понаблюдать за борьбой человека с водой. Некоторые приводили туда своих детей, чтоб показать, что с ними будет если они не станут трудиться.
В качестве “excuse” историки говорят, что в этой пыточной за всю историю никто не умер.
Злосчастная тюрьма прекратила своё существование в 1815 году. На её месте сейчас стоит торговый центр Kalvertoren, а от здания остались только входные ворота.
Источники изображений:
1* berninitours .it/?p=2792#sthash.5QEqxDZW.dpbs
2* nomadicalsabbatical .com/best-cities-architecture-in-europe/
3* internationaljettrash .com/2011/10/the-looming-houses-of-amsterdam/
4* isgeschiedenis .nl/nieuws/mei/festiviteiten_rond_de_vrede_van_muenster
5* goamsterdam.about .com/od/amsterdamphotos/ig/Photos--Open-Garden-Days/
6* amsterdam .info/museums/huis-marseille/
7* schaduwkade .nl/app/fsm.php?vwr=nieuws&menus=140-95&cid=95&mtype=nieuws
8* commons.wikimedia .org/wiki/File:Peter_in_Holland.jpg
9* gutenberg .org/ebooks/16728?msg=welcome_stranger
10* thediamondco .com/factory.htm
11* skywalker.cochise .edu/wellerr/students/jewelry/project.htm
12* en.wikipedia .org/wiki/Stille_Omgang#/media/File:Host_miracle_1345.jpg
13* stille-omgang-haarlem .nl/
14* en.wikipedia .org/wiki/Rasphuis#/media/File:Melchior_Fokkens_Rasphuys.jpg
15* en.wikipedia .org/wiki/Rasphuis#/media/File:Rasphuis.jpg
Другие истории про Нидерланды и Амстердам:
- Самостоятельная поездка в Нидерланды
- День короля Нидерландов в Амстердаме
- Амстердамские истории
- Старая и Новая церкви в Амстердаме
- Амстердамская филармония Concertgebouw
- Голландские мельницы в Заансе-Сханс
- Новая история Роттердама
- Достопримечательности Делфта
- Что посмотреть в Гааге за один день?
- Что посмотреть в Лейдене
- Кёкенхоф 2014 или как НЕ надо смотреть тюльпаны в Голландии
- Что попробовать в Нидерландах?
- Сравнение музейных карт Нидерландов (I amsterdam City Card, Holland Pass, Museumkaart)
- Бюджет на транспорт в Нидерландах
Хотите спланировать самостоятельную поездку по Нидерландам?
Заказывайте маршрут для самостоятельных путешественников!